Классный час с элементами тренинга «Межличностные взаимодействия в семье»
"Семья – общество в миниатюре,
от целостности которого зависит безопасность
всего большого человеческого общества”.
(Ф. Адлер, психолог, США)
Актуальность проблемы.
У всех людей один большой общий дом – наша Земля, ещё один большой общий дом – наша Родина, страна, процветание которой зависит от каждого из нас. А есть ещё малый дом – семья, в которой должны максимально удовлетворяться разнообразные духовные и материальные потребности личности, осуществляться всестороннее и гармоническое её развитие.
Славянское слово "семья” родилось во времена Древней Руси. Есть несколько толкований его происхождения. Связывают его и со словом "семя”, от которого зарождается новая жизнь, и с понятием "я”, повторенного семь раз: родители супруга, родители супруги – это четверо, сами супруги – ещё двое и ребёнок.
В произведении Юрия Куранова "Тепло родного очага” так раскрывается понятие "семья”:"Семья – я. То есть я повторён в детях моих семь раз. Потому что считалось: семь человек детей должно быть в каждой семье. А почему? Потому что издавна цифра "семь” считается цифрой многозначительной и особо счастливой, потому как означает полноту земной жизни человека, успех во всех его добрых начинаниях.. А второй смысл у этого слова такой: Я есть семя жизни земной, и заронил я его в жену свою. А она это семя выпестовала в себе всей своей душой, всей кровью, лаской и самоотверженностью женской. И семя это моё даёт росток на всю жизнь родни моей сегодняшней и той, с которой я через деток своих и их деток породнюсь, и так далее, до того, что я стану родным через них со всем народом и со всем земным человечеством.Так молодой человек о своём семени и заботиться должен, чтобы оно чистым было, оно-то ведь не только твоё личное”.
Игра: "Ассоциации”.
"Я предлагаю вам поиграть в ассоциации. Всё, что для этого нужно, - услышать задание и постараться записать первые же образы, связанные с ним, которые пришли вам в голову”.
Вопросы-задания могут быть такими:
- если семья – это постройка, то она…
- если семья – это цвет, то она…
- если семья – это музыка, то она…
- если семья – это геометрическая фигура, то она…
- если семья – это название фильма, то она…
- если семья – это настроение, то она…
Обсуждение ответов и причин подобных ассоциаций.
2. Определение понятий.
Мозговой штурм "Зачем современному человеку нужна семья?”.
"А ведь и вправду, для чего нужна современному человеку семья? Давайте попросим каждого из сидящих в кругу познакомить присутствующих со своей позицией. Итак, каждый по очереди отвечает на вопрос, зачем нужна семья.
Учитель записывает ответы на доске.
Информирование. Мотивов для вступления в брак очень много. Все они нужны, но если один из мотивов становиться приоритетным, значит в браке возникают серьёзные проблемы и конфликты.
Упражнение "Фотошоп”.
Классу предлагается большое количество фотографий, разнообразных по жанру.
Затем даётся задание отобрать в ворохе фотографий одну, которая метафорически определила бы взгляд каждого учащегося на семью.Например:
- Найдите, пожалуйста, среди многих фотографий, разложенных перед вами, ту, которая отражает для вас смысл слова "любовь”!
- С помощью фотографий вам предстоит познакомить нас с тем, как вы ощущаете себя в собственной семье. Найдите один лист, который мог бы образно представить ваши чувства!
Когда каждый ребёнок нашёл фотографию, он показывает её остальным участникам занятия. Каждый, кто хочет, высказывает свои предположения о том, как можно истолковать представленный образ. Лишь после того, как все желающие обнародовали свою версию, даётся возможность авторского комментария. Затем очередь переходит к следующему участнику.
3. Изучение проблемы.
Игра "Скульптура семьи”. Предлагаю поиграть в интересную игру. Половина игроков выходит из помещения, а остальная половина составляет скульптурную композицию счастливой семьи. Затем участники, заходя по одному, делают свои поправки в композиции и занимают место одного из участников композиции.
А затем все вместе создают скульптуру неблагополучной, несчастливой и дисфункциональной семьи.
Обсуждение игры.
- Что легче – быть скульптором или материалом?
- Какая скульптура была более точной и красивой?
Информирование. Признаки здоровой и нездоровой семьи.
В здоровой семейной системе – функциональной семье – каждый человек уникально связан со всеми членами семьи, есть общие цели и планы, члены семьи поддерживают друг друга, доверяют друг другу, проводят совместный досуг, разделение ответственности гибко, есть семейные ритуалы и правила, с удовольствием общаются друг с другом, заботятся о детях.
В дисфункциональной системе всё наоборот – люди не созрели на свой возраст и на возраст семьи, часто появляются проблемы со здоровьем членов семьи, возможно неполная семья, насилие, чрезмерные требования друг к другу, проблемы во взаимоотношениях, химическая зависимость членов семьи и т. п.
4. Программирование будущего.
В семье супруги являются прежде всего партнёрами, которые должны уметь общаться, договариваться, оказывать друг другу поддержку и конструктивно решать возникающие конфликты. Это оказывается иногда довольно сложно, потому что идеально совместимых людей не существует. Попробуйте в следующем упражнении примерить на себя роль партнёра и почувствовать, в чём сложность партнёрских отношений.
Упражнение "Сиамские близнецы”. Группа разбивается по парам. Партнёры в паре становятся боком друг к другу так, что их бёдра соприкасаются, а лица повёрнуты в одну и ту же сторону. Рука со стороны партнёра обхватывает "близнеца” через поясницу за бедро. Так, обхватив друг друга, пара и должна будет двигаться по комнате, преодолевать препятствия в виде опрокинутых стульев…
Следом можно дать сиамским близнецам ещё несколько забавных заданий:
- завязать шнурок на ботинке;
- застегнуть пуговицу;
- вдеть нитку в иголку;
- зажечь спичку от спичечного коробка!
При этом один из участников работает правой, другой – левой рукой, а "свободные” руки либо сцеплены, либо игроки держат ими друг друга за талию.
Обсуждение понятия – партнёрство в семье.
Информирование. Существует словарь здоровых партнёрских отношений. Давайте обсудим его.
1. Сопереживание. Способность чувствовать другого человека, ощущать себя на его месте.
2. Равенство. Предполагает, что вы считаетесь с интересами друг друга.
3. Энергетика. Обмен взаимными импульсами, похожими на электрический ток или магнит, который притягивает вас к друг другу и заставляет действовать в унисон.
4. Поддержка. Вдвоём вы способны на многое.
5. Умение принимать человека таким, какой он есть.
6. Компромисс. Умение уступать друг другу.
7. Признание. Уважение и благодарность.
8. Приспособляемость. Умение меняться, если того требуют обстоятельства.
9. Любовь. Нежная забота друг о друге.
10. Верность. Преданность друг другу, недопустимость измены.
11. Умение слушать. Прислушиваться друг к другу.
12. Юмор. Смех поддерживает физическое и психологическое здоровье.
13. Желание. Отношения необходимо поддерживать их неожиданными всплесками страстей.
14. Доверие. Это даёт чувство безопасности и уверенности.
15. Нежность. Чуткое отношение друг к другу.
16. Совместное времяпровождение. Нужно всегда находить время для того, чтобы побыть наедине друг с другом.
Игра "Остров везения”.
Задание: представьте себе, что вам удалось освободиться от всех срочных дел, обязательств и проектов, чтобы вдвоём провести целых две недели на прекрасном необитаемом острове.
Первый этап. Вы (как семейная пара) можете взять с собой всего 10 предметов. Подумайте, что это за предметы, которые удовлетворяют вкусам, требованиям, условиям всех отдыхающих.
Второй этап. Согласуйте список с другим членом семьи. На поиски компромисса у вас есть 5 минут.
Подведение итогов.
Что за предметы находились в вашем индивидуальном списке? Почему именно они?
Какие проблемы возникли у вас при составлении списка для другого члена семьи?
Насколько ваши предложения подтвердились реальными пожеланиями партнёров?
Как происходило обсуждение?
А самое главное, теперь, после окончания споров и дискуссий, осталось ли у вас по-прежнему желание провести вместе прекрасные две недели?
5. Итоговая дискуссия.
Дебаты на тему "Готовность к семейной жизни”.
Заключение.
Нет в мире двух совершенно одинаковых людей. Уметь сотрудничать, помогать друг другу. Учитывая индивидуальные особенности психики каждого – вот путь к счастью.